(8352) 22-42-02

Выбор интегратора: как сделать это правильно?

Не случайно тема автоматизации сегодня становится одной из самых обсуждаемых на различных специализированных выставках и конференциях. Рынок проходит этап, когда молодые ритейлоры впервые обращают внимание на серьезные информационные системы, а более опытные игроки усовершенствуют уже установленные в их компаниях варианты программ. Несмотря на повышенный интерес к информационным системам, количество неудачных проектов в этом сегменте свидетельствует о неправильном выборе ритейлором интегратора и собственно решения. Единые критерии выбора заложены в стандарте автоматизации управления торговлей R@S (Real Automation Standard), разработанном компанией "АСТОР".

Со стороны рынок автоматизации выглядит излишне оптимистичным и доброжелательным, - здесь не принято критиковать конкурентов и коллективно обсуждать проблемы при внедрении и эксплуатации систем. Однако возникающий после ярких рассказов о преимуществах тех или иных систем позитивный настрой, подобный бочке меда без даже маленькой ложки дегтя, не может объективно отражать действительную ситуацию. Каждый интегратор описывает достоинства предлагаемой им системы, подчеркивая ее сильные стороны, но скромно умалчивает о возможных сложностях.

Соблюдая правила честной конкуренции, о недостатках коллег по рынку не говорят и другие компании. В итоге ритейлор, сталкивающийся с проблемой выбора информационной системы, и не имеющий опыта обращения с продуктами автоматизации, не представляет в какой сфере могут лежать возможные проблемы, видит отдельные плюсы тех или иных систем, и вынужден принимать решение о дорогостоящем внедрении, основываясь на заявленных субъективных преимуществах одного из продуктов.

Между тем, только проанализировав возможные проблемы, можно понять, на какие характеристики решения и особенности работы с интегратором надо обратить особое внимание.

Проблемы, с которыми сталкивается заказчик, можно разделить на три основные группы: высокая стоимость системы и длительные сроки внедрения, несоответствие ожиданий клиента результату после внедрения, отсутствие постоянной поддержки и новых версий системы. Эти трудности часто сопровождают внедрение и эксплуатацию многих (если не большинства) представленных на рынке систем, поэтому именно они стали критериями оценки в R@S.

ERP-система - дорого и долго: миф или реальность?

Следование принципу известной поговорки "время-деньги", особенно актуальной в быстроизменяющейся сфере розничной торговли, где ритейлор сталкивается с новыми требованиями рынка (или властей) практически каждый день, может (и должно) отражать одно из важнейших требований торгового предприятия к интегратору, - соблюдение сроков внедрения.

Удивительно, но при том, что сегмент информационных систем демонстрирует самое активное развитие, а сами системы, связывая всех сотрудников, становятся структурообразующими для воплощения в жизнь важнейших бизнес-процессов, многие ритейлоры рассказывают о триумфальном внедрении той или иной системы, начало которому было положено несколько лет назад.

Остается ли система актуальной на момент окончания процесса внедрения, и не испытывала ли компания сложностей в повседневной работе в течение одного-двух лет?

«Внедрение может длиться не один год, и известно, что значительный процент проектов внедрений заканчивается тем, что большое количество блоков системы установлено, а на внедрение дальнейших элементов системы у компании нет ни сил, ни денег, ни желания. На то, чтобы сменить систему, ресурсов также не хватает, в результате сотрудники используют ряд функций, однако полноценная работа системы невозможна», - поясняет Максим Баринов, менеджер направления "Розничная торговля" компании "АСТОР".

Обеспечить соблюдение сроков внедрения интегратор может только в том случае, если у него существуют собственные стандарты, определяющие сроки. «В мае 2006 года мы полностью сертифицировали нашу технологию внедрения по стандарту 9001:2000. В уникальной программе прописана длительность всех этапов внедрения, их сроки строго регламентированы. Единицы российских компаний в сфере информационных технологий имеют подобный сертификат, но его наличие позволяет уверенно говорить о том, что сроки внедрения будут выдерживаться на всех этапах. При внедрении систем в единичных магазинах от момента появления первых наших сотрудников в магазине клиента до времени, когда система может эксплуатироваться на 100%, проходит от 10 до 15 дней. Таким образом, мы гарантируем нашему клиенту результат в кратчайшие сроки», - рассказывает Максим Баринов.

Одним из важнейших факторов, влияющих на решение о покупке системы является ее стоимость. Высокотехнологичные решения не могут быть дешевыми, но стоимость системных продуктов не должна быть завышена. Как определить оптимум?

Западные системы являются самыми дорогостоящими, это связано с их изначально высокой ценой и обязательными вложениями в адаптацию к условиям отечественного рынка. Российские программисты предлагают не менее эффективные и максимально учитывающие условия нашего рынка решения, стоимость которых в несколько раз ниже западных аналогов.

Компания "АСТОР" в рамках стандарта R@S предлагает использовать ОТРАСЛЕВЫЕ ERP системы, которые:

  1. управляют ресурсами предприятия;
  2. имеют более низкую стоимость, чем "просто" ERP;
  3. разработаны специально для отрасли, в которой они применяются (розничная торговля);
  4. быстро внедряются с гарантированно высоким результатом.

Универсальных программ не существует ?

Бывает, но под конкретную отрасль – это ОТРАСЛЕВАЯ ERP-СИСТЕМА

Еще одна группа проблем, во многом связанных с несоблюдением сроков внедрения, касается неполной установки системы или несоответствия правильно инсталлированной системы нуждам заказчика. Некоторые интеграторы гордятся универсальностью представляемых ERP-систем: они не только обеспечивают выполнение всех процессов на предприятии, но и подходят для использования и на заводе, и в маленьком магазине.[/li] [p]Однако при детальном рассмотрении становится очевидно, что бизнес-процессы, используемые предприятиями различного типа, не одинаковы, и в результате ритейлор вынужден тратить средства на настройку систему под нужды торгового объекта или использовать систему с ограниченным числом функций, общих для всех коммерческих предприятий.

Гораздо более эффективным представляется внедрение отраслевых систем, которые учитывают не только общее направление деятельности, но и размер, и формат предприятия.

Так, в линейке отраслевых решений для торговли компания «АСТОР» предлагает специализированные системы для магазинов, концентрирующихся на реализации продовольственных или промышленных товаров, для небольших и крупных единичных объектов, торговых сетей различного уровня.

Кроме того, важно, чтобы отраслевая система обеспечивала связь между всеми процессами и предусматривала участие необходимых пользователей.

«Обязательным требованием является наличие методологии использования системы, в системе должно быть понятие ролей каждого пользователя в каждом процессе, задачи распределены по ролям, расписана последовательность выполнения всех процессов. Контур управления предполагает первоначальную постановку задач, процесс их выполнения, сравнение целей и результатов, постановку новых заданий, скорректированных с учетом полученного опыта. Все процессы, прописанные в нашей отраслевой ERP-системе АСТОР: Торговый Дом 6.0, предполагают подобный контур управления с обратной связью», - говорит Максим Баринов.

Например, обеспечение регулярных маркетинговых акций при использовании категорийного менеджмента выглядит следующим образом:

  • этап постановки цели включает в себя запрос маркетолога, который имеет ресурсы на проведение в течение месяца нескольких мероприятий, категорийному менеджеру для определения продуктов, нуждающихся в продвижении;
  • предложения категорийного менеджера на основе анализа ассортимента и утверждение плана коммерческим директором;
  • на следующем этапе идет проведение акции;
  • последняя стадия состоит из подготовки отчета маркетолога о затраченных средствах, результатов проводимого категорийным менеджером анализа того, как изменилось движение ассортимента в момент проведения и после окончания акции, финального утверждения отчетов на уровне руководства, - итоговые результаты акции становятся основанием для выбора стратегии продвижения новых продуктов в течение следующего периода.

В отличие от интеграторов, которые, по сути, заново прописывают решение для каждого ритейлора с учетом использования им тех или иных бизнес-процессов, специалисты компании "АСТОР" предпочитают предлагать готовые отраслевые ERP-решения, основанные на опыте передовых компаний. «Формируя техническое задание, наши клиенты предоставляют информацию о применяемых ими процессах, что позволяет нам получать полную картину рынка и выделять наиболее эффективные способы решения тех или иных проблем. Взаимодействие с крупными клиентами и анализ западного рынка торговли дает нашей компании возможность быть на шаг впереди среднестатистического заказчика системы и предлагать ему опыт, успешно используемый другими игроками рынка. Кроме того, единые стандарты, используемые различными компаниями, дают возможность клиентам не тратить дополнительные средства на подстройку системы, а нам как интегратору сосредоточиться на дальнейшем развитии систем, а не на настройке под нужды конкретного заказчика», - считает Максим Баринов. – «Постоянный обмен опыта с нашими клиентами привел к тому, что в нашей компании создано консалтинговое направление, специалисты которого оказывают помощь в построении бизнес-процессов развивающимся компаниям.»

Рост вместе с бизнесом заказчика.

«Приобретая информационный продукт, клиент заключает долгосрочные отношения с интегратором, предоставляет ему средства для дальнейшего развития системы, что, в свою очередь, дает ему гарантию того, что система окажется актуальной и в будущем. Если бизнес клиента нормально развивается, что через год-два ему обязательно потребуется новая версия системы, новые функции, новые возможности. Об этом надо задумываться уже на первоначальном этапе выбора интегратора. К сожалению, ситуация, в которой интегратор быстро теряет интерес к развитию системы, таким образом, не позволяя клиенту развиваться на ее основе, - не редкость на российском рынке, поэтому при выборе интегратора надо оценить опыт работы на рынке и сложившуюся репутацию», - предупреждает Максим Баринов.

Гарантии АКТУАЛЬНОСТИ предполагают наличие у интегратора широкой линейки продуктов, что позволяет клиенту корректировать систему соответственно стадии развития бизнеса, и предоставление интегратором регулярных обновлений, обеспечивающих соответствие системы изменениям в законодательстве и на рынке.

Учитывая все перечисленные проблемы, с которыми может столкнуться ритейлор при внедрении информационных систем, стандарт R@S предлагает сосредоточиться на трех гранях оценки потенциального партнера по автоматизации и представляемого им продукта: ОТРАСЛЕВАЯ ERP-СИСТЕМА, РЕЗУЛЬТАТ и АКТУАЛЬНОСТЬ. Эти параметры в полной мере применимы при оценке всех игроков.

«Наша цель – сформировать единый язык общения на рынке, единый взгляд на системы автоматизации со стороны клиента. С помощью R@S может оцениваться и наша работа, и деятельность конкурентов. Ежедневной работой мы сами доказываем клиенту, что выполняем данный стандарт», - говорит Максим Баринов.

Ксения Воронина/DEBUST-БЮРО